СТРАНЫ И КОНТИНЕНТЫ
РОССИЯ В ЭФИРЕ
ИСТОРИЯ РОССИИ
ВОИНСКАЯ СЛАВА РОССИИ
ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ
ПРОЧИЕ ДИПЛОМЫ
ДИПЛОМЫ ОТ RA9CUU
COUNTRIES AND CONTINENTS
RUSSIA IN AIR
HISTORY OF RUSSIA
MILITARY GLORY OF RUSSIA
ANCIENT SLAVS
OTHER DIPLOMAS
DIPLOMAS FROM RA9CUU
********************* | (0): |
********************* | (1): |
Гость→ Просматривает новость: Дипломная программа «Всё выше и выше» | |
********************* | (0): |
ВСЕГО: 1 |
DRC » Условия дипломов DRC » Дипломная программа «Всё выше и выше» |
А-7 |
КА-15 |
КА-18 |
КА-25 |
КА-26 |
КА-27 |
КА-29 |
КА-31 |
КА-32 |
КА-35 |
КА-50 |
КА-52 |
КА-60 |
КА-62 |
КА-226 |
МИ-1 |
МИ-2 | МИ-4 |
МИ-6 | МИ-8 |
МИ-10 | МИ-14 |
МИ-17 | МИ-24 |
МИ-26 | МИ-28Н |
МИ-35М | МИ-38 |
МИ-171 | Ансат |
ЯК-24 |
Дипломная программа «Всё выше и выше»
Предлагаемая программа, создана членом нашего клуба «Дельфины», Валерием Вагановым, RA9CUU. Она полностью отвечает направлению деятельности клуба, «ИСТОРИЯ РУСИ». История отечественного вертолетостроения, очень интересна и поучительна.
Условия получения дипломов:
Для получения ОДНОГО диплома необходимо провести 30 радиосвязей со станциями России. Обязательным является 5 и более разных регионов (областей) России. Каждая последующая заявка является продолжением первой, второй и т.д. Повторные радиосвязи с регионами (областями) и станциями засчитываются на разные дипломы.
Радиосвязи засчитываются с 01.10.2019 года, любыми видами модуляции. Все цифровые виды засчитываются как один вид излучения.
Дипломы размещаются на сайте http://www.hamclub.ru/ на странице клуба «Дельфины» и с 29 мая 2020 года выдаются в электронном виде бесплатно исключительно только там на основании загруженных аппаратных журналов.
Названия дипломов и краткая историческая справка по модели вертолета в порядке получения:
Вертолет "Автожир А-7"
A-7 — советский двухместный автожир крылатого типа с трёхлопастным ротором, разработанный Н. И. Камовым. Первый в мире боевой автожир и первый серийный винтокрылый летательный аппарат в СССР.
Первый аппарат был построен в апреле 1934 г. на заводе опытных конструкций при ЦАГИ. В мае автожир был перевезён на аэродром для наземных гонок двигателя и пробежек. 20 сентября 1934 года был совершен первый полёт. Испытания А-7 закончились в декабре 1935 года. Но это не помешало автожиру участвовать на авиационном параде в честь дня авиации 18 августа 1935 г.
В начале 1938 г. входил в состав экспедиции для снятия с дрейфующей льдины у берегов Гренландии станции «Северный полюс-1», возглавляемой И. Д. Папаниным. Однако ледокол «Ермак», на котором перевозился А-7, опередили гидрографические суда «Таймыр» и «Мурман», и автожир не успел принять участие в спасательной операции.
Зимой 1939/1940 года во время войны с Финляндией два автожира были отправлены на фронт для корректировки артиллерийского огня. Было совершено несколько боевых разведывательных вылетов.
В начале 1941 года автожир проходил лётные испытания по применению на авиахимработах в предгорьях Тянь-Шаня. Экспедиция была организована Наркомлесом и Аэрофлотом для борьбы с яблочной молью и продлилась месяц. Автожир показал эффективность, сравнимую с самолётами, а по некоторым параметрам и превзошёл их. Автожиру не нужны большие площадки для взлета и посадки, воздушный поток от ротора направлял поток ядохимикатов строго вниз, что за счёт попадания ядов и на нижнюю поверхность листьев повышало эффективность их применения.
С началом Великой Отечественной войны из пяти А-7-3а сформировали отдельную автожирную эскадрилью.
Вертолет "КА-15"
КА-15 - вертолёт соосной схемы, разработанный в ОКБ Н. И. Камова. Первый полёт серийного образца Ка-15 был выполнен 14 апреля 1953 года лётчиком-испытателем Дмитрием Ефремовым.
Вертолёт изначально разрабатывался для нужд морской авиации: как противолодочный вертолёт, корабельный разведчик и связной. Испытания проводились НИИ-15 ВМФ на базе ОКБ-4 в Москве с 28 января по 12 февраля 1955 года. С 23 марта по 14 апреля того же года испытания Ка-15 продолжили на кораблях ЧФ. Государственные испытания проходили в Феодосии с 15 апреля по 11 мая 1955 года. В 1956 году на авиационном заводе в Улан-Удэ начали серийное производство этих машин. Всего было построено 354 вертолёта всех модификаций.
Начиная с 1957 года, Ка-15 начали поступать в строевые соединения ВМФ. Из-за малой грузоподъёмности Ка-15 оказался неэффективен как противолодочный вертолёт — мог брать на борт всего два гидроакустических буя для слежения за подводными лодками; при этом аппаратура управления находилась на втором вертолёте, а средства уничтожения (глубинные бомбы) — на третьем. Помимо этого, эксплуатация Ка-15 на флоте сопровождалась многочисленными неполадками, указывающими на низкую надёжность этой машины. В мае 1963 года полеты Ка-15 в ВМФ запретили.
В Аэрофлоте и в ДОСААФ вертолеты находились в эксплуатации до начала 1970-х годов и применялись для подготовки курсантов наряду с Ми-1, для опыления посевов на сельскохозяйственных работах в регионах СССР с тёплым климатом — в Молдавии и в Казахстане. Некоторое количество КА-15 обслуживало рыболовецкие и китобойные флотилии, базируясь на борту рыболовецких судов.
Вертолет "КА-18"
КА-18 - многоцелевой вертолёт. Разработан ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова. Представлял собой модификацию вертолёта Ка-15, которая отличалась удлинённым и расширенным фюзеляжем. Вместимость: один лётчик и два-три пассажира.
Был отмечен Золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе 1958 года.
Четыре опытных экземпляра Ка-18 были построены в 1956—1957 годах на заводе №938 в Люберцах-Ухтомской. С 1959 по 1961 год производство вертолётов Ка-18 велось на Улан-Удэнском авиазаводе №99. Построено около 120 машин. Ка-18 находились в эксплуатации примерно 15 лет с момента снятия их с производства. С началом 1970-х годов Ка-18 начал активно заменяться на более новую модель лёгкого народнохозяйственного вертолёта Ка-26. Последние машины оставались в эксплуатации до середины 1970-х годов.
Вертолет "КА-25"
КА-25 - советский противолодочный вертолёт корабельного базирования.
Стал первым советским противолодочным вертолётом, а также первым отечественным боевым вертолётом, изначально проектировавшимся под боевое применение.
Вертолёт, разработанный ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова, был пущен в производство в 1965 году и принят на вооружение 2 декабря 1971 года. С 1965 по 1973 год было построено около 460 Ка-25 в 18 модификациях для использования в различных областях применения. Находился в эксплуатации в России до середины 90-х годов. Кроме этого, эксплуатировался и в нескольких странах Европы и Азии.
Вертолет "КА-26"
КА-26 - советский многоцелевой вертолёт, разработанный в ОКБ Камова. Серийное производство велось на авиационном заводе в Улан-Удэ и авиационном заводе в Кумертау. С 1969 по 1985г. было построено 816 вертолётов, в том числе 257 поставлено в 14 стран мира.
Вертолёт в основном применялся в гражданских целях, однако, также использовался в ВВС Румынии и Венгрии, полиции ГДР и ФРГ. Наиболее эффективное применение получил при выполнении авиационно-химических работ. Широко использовался в народном хозяйстве СССР, многие машины находятся в эксплуатации и сейчас.
Вертолет "КА-27"
КА-27 - советский корабельный противолодочный вертолёт.
Вертолёт разработан ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова. Опытный образец вертолёта поднялся в воздух 8 августа 1973 года. С 1980 года было выпущено 267 вертолетов Ка-27 в различных модификациях. Вертолёты обычно действуют парами: один обнаруживает подводную лодку, другой её поражает, обеспечивая противолодочную оборону на площади около 2000 км². По боевой эффективности вертолёты Ка-27 превосходят вертолёты Ка-25 в 3-5 раз. До настоящего времени эксплуатируется в некоторых странах бывшего Советского Союза и в ряде стран Азии.
Вертолет "КА-29"
КА-29 - советский корабельный транспортно-боевой вертолёт, дальнейшее развитие вертолёта Ка-27. Разработан в ОКБ им. Н. И. Камова в начале 1980-х годов и предназначен для десантирования с кораблей подразделений морской пехоты и их огневой поддержки, транспортировки различных грузов и др.
Первый полёт прототипа состоялся в 1976 году. За время серийного производства, с 1984 по 1991 год, на вертолётном заводе в г. Кумертау было выпущено 59 Ка-29.
Принят на вооружение авиации Военно-морского флота СССР 8 августа 1987 года. Вертолёты Ка-29 базировались на десантных кораблях. С середины 1990-х годов часть вертолётов были переданы из состава Морской авиации в авиацию Внутренних войск МВД России. Вертолеты до настоящего времени находятся в эвсплуатации.
Вертолет "КА-31"
КА-31 - вертолёт радиолокационного дозора, разработанный ОКБ «Камов» для ВМФ СССР.
Первый полет Ка-31 состоялся в 1987 году, а в течение следующих трех лет прошли его испытания. Одновременно вертолет готовили к серийному производству на Кумер-тауском АПО. Главной задачей вертолета Ка-31 являлось обнаружение в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, низколетящих воздушных целей, включая противокорабельные ракеты. Для этого вертолет был оснащен комплексом, включавшим в себя радиолокационную станцию на твердотельных элементах, функционирующую в дециметровом диапазоне волн. Информация о целях в автоматическом режиме должна была передаваться по телекодовому каналу связи на пункты управления. Развал Советского Союза кардинальным образом сказался на судьбе Ка-31. Одновременное снижение финансирования, снятие с вооружения крейсеров типа «Киев» и полное прекращение строительства авианосцев повлекли за собой снижение интереса к Ка-31 со стороны заказчика. Несмотря на все это, после долгих испытаний и оптимизации вертолет в 1995 году все же был принят на вооружение авиации ВМФ России. В серийное производство на тот момент его так и не отдали, а созданные два экземпляра предполагалось базировать на единственном российском тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» и эсминце «Современный». В 1999 году программа Ка-31 была неожиданно реанимирована. Были заключены контракты с Индией и Китаем на поставки Ка-31. В результате серийное производство Ка-31 в городе Кумертау все-таки было налажено. В результате с 1995г. произведено было более 35 вертолетов Ка-31. После кризиса девяностых годов в России началось восстановление военной промышленности. При всех достоинствах Ка-31 уже не соответствовал требованиям времени. Вертолеты Ка-31 до настоящего времени находятся в эксплуатации в России, Индии и Китае.
Вертолет "КА-32"
КА-32 — средний транспортный вертолёт соосной схемы с двумя турбовальными двигателями и неубирающимися шасси.
Ка-32 является гражданским развитием поисково-спасательного вертолёта Ка-27ПС, разработанным ОКБ им. Н. И. Камова с учётом успешной эксплуатации семейства вертолётов Ка-25 и Ка-27 с палубы кораблей. С 1985 года вертолёты Ка-32 серийно производятся ОАО «КумАПП». Первоначально в качестве основного назначения Ка-32 предполагалось его использование для разведки ледовой обстановки в экстремальных северных условиях Арктики днём и ночью, однако позже было решено разрабатывать вертолёт для многоцелевого всепогодного применения: для поисковых и спасательных работ, транспортных перевозок, разгрузки судов и обслуживания буровых платформ, крановых работ при монтаже оборудования, вывозке пакетов ценной древесины, патрульной службы и других целей. По состоянию на 2013 год выпущено более 160 вертолётов Ка-32 в различных модификациях.
В 2013 году заключено соглашение с корпорацией «Итун» (Китай) о возможности сборки вертолётов Ка-32А11BC в Китае. Вертолет Ка-32 находится в эксплуатации в ряде стран Европы и Азии.
Вертолет "КА-35"
КА-35 – вертолет радиолокационного дозора.
Вертолёт Ка-35 предназначен для наземной радиолокационной разведки. Он является модификацией вертолёта Ка-31. Разработка вертолета Ка-35 велась на ОКР «Горьковчанин» в 2000-х годах для ВВС и Сухопутных войск. Государственные испытания машина прошла в 2015 году.
Вертолёт Ка-31 создавался для охраны кораблей, он хорошо справился со своей задачей и всё ещё стоит на вооружении авианосца «Адмирал Кузнецов». Новый вертолёт Ка-35 же предназначен для наземной радиолокационной разведки. Ка-35 кроме радиотехнических средств разведки оборудован системой автоматического управления, обобщенной системой встроенного контроля и регистрации. Также вертолёт Ка-35 оснащён системой решительной защиты от переносных зенитно-ракетных комплексов «Президент-С». Антенна вертолета Ка-35 имеет способность крутиться, подобно антенне Ка-31.
26 октября 2016 года в интернете появились фото Ка-35 в Сирии.
Вертолет "КА-50"
КА-50 известен под именем «Чёрная акула» - советский/российский одноместный ударный вертолёт, предназначенный для поражения боевой техники, огневых точек и живой силы противника на поле боя.
В связи с отсутствием второго члена экипажа вертолёта, отвечающего за поиск целей и наведение комплекса управляемого вооружения, предполагалось использовать отличную от традиционной тактику боя, при которой Ка-50 получал внешнее целеуказание от вертолёта-разведчика. Тактика боевого применения Ка-50 заключается в его барражировании, находясь в зоне ожидания, до поступления информации по закрытому каналу телекодовой связи. Информационное поле кабины Ка-50 выдаёт сведения о местонахождении вертолёта, рельефе местности и координатах цели. Вывод на цель осуществляется с точностью в несколько метров. Вертолёт наносит удары и сразу уходит из возможной зоны поражения средствами ПВО. Вертолёт Ка-50, разработанный ОКБ «Камов» под руководством главного конструктора Сергея Викторовича Михеева, был принят на вооружение в 1995 году. Всего было произведено 17 вертолетов. Серийное производство прекращено с января 2009 года.
С 2011 года в полётопригодном состоянии находятся 6 машин, которые продолжают службу только в качестве учебных. Остальные списаны или используются как учебные пособия. В настоящее время Ка-50 не эксплуатируются.
Вертолет "КА-52"
КА-52 «Аллигатор» - российский разведывательно-ударный вертолёт нового поколения. Машина способна поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя. Представляет собой дальнейшее развитие вертолёта Ка-50 «Чёрная акула».
До прекращения серийного производства Ка-50 в 2009 году в качестве специфики боевого применения Ка-52 предусматривалось выполнение им задач командирской машины армейской авиации, осуществляющей разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов. Помимо выполнения разведывательно-боевых функций, Ка-52 может выполнять роль учебно-тренировочной машины. 29 октября 2008 года на заводе «Прогресс» запущено серийное производство «Аллигаторов». За это время выпущено более 120 вертолетов Ка-52 для армейской и морской авиации.
Вертолет "КА-60"
КА-60 «Касатка» - проект советского/российского среднего многоцелевого военного вертолёта, предназначенного для воздушного патрулирования, ведения поисково-спасательных работ, эвакуации раненых, обучения лётного состава, перевозки и десантирования живой силы и вооружения, а также для ведения воздушной разведки и выдачи целеуказания группам ударных вертолётов на поле боя. Ка-60 - первый вертолёт ОКБ им. Камова, выполненный по одновинтовой схеме с четырёхлопастным несущим и одиннадцатилопастным рулевым (типа «фенестрон») винтами. Серийное производство Ка-60 планировалось начать на Улан-Удэнском авиационном заводе, в кооперации с Арсеньевским авиационным заводом «Прогресс».
Вертолет "КА-62"
КА-62 - российский перспективный многоцелевой вертолёт, разработанный ОАО «Камов» на основе военной модификации Ка-60.
Разработка новой машины началась в 1990 году. Ка-62 проектировался как гражданская модификация многоцелевого военно-транспортного вертолёта Ка-60, с сохранением конструктивных особенностей военной модели.
25 мая 2017 года вертолёт Ка-62 совершил первый полноценный полёт на лётно-испытательной станции Арсеньевского завода «Прогресс». Согласно заявлениям предыдущего генерального директора холдинга Дмитрия Петрова, Ка-62 в значительной степени нацелен на международный рынок и создаётся по схеме широкой международной кооперации, что, по его словам, является первым подобным опытом в российском вертолётостроении. Но, в то же время, стартовыми заказчиками вертолёта выступят силовые ведомства. На февраль 2018 года готовы три лётных образца. На МАКС-2019 демонстрировался третий летный образец вертолета, в том числе в рамках летной программы. Серийное производство вертолёта Ка-62 начнётся в 2020 году. Cтроительство первой партии из шести машин начато в апреле 2019 года при поддержке Фонда Развития Промышленности, начать их продажи планируется в 2020 году, сразу же после получения сертификата типа.
Вертолет "КА-226"
КА-226 — российский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ Камова.
Первый полёт совершил 4 сентября 1997 года. Ка-226 представляет собой модернизацию хорошо зарекомендовавшего себя вертолёта Ка-26. Предназначен для перевозки 6 пассажиров или 1350 кг груза (в том числе и на внешней подвеске). Легкий многоцелевой вертолет круглосуточного применения Ка-226
предназначен для ведения воздушной разведки и целеуказания, патрулирования, десантирования небольших разведывательно-диверсионных групп, перевозки грузов и пассажиров, эвакуации раненых. Основным недостатком базовой версии вертолёта считают его невысокую крейсерскую скорость. С 1998г построено 69 вертолетов. Главными заказчиками нового вертолета выступили ВВС, МЧС, РАО «Газпром» и мэрия Москвы.
Легкий многоцелевой вертолет Ка-226 отличается исключительной точностью висения, превосходной маневренностью и управляемостью, имеет большую энерговооруженность, максимальную безопасность, а также неприхотлив в эксплуатации. Улучшенные летно-технические характеристики вертолета Ка-226Т, экологичность, экономичность, современный комплекс авионики и дополнительные решения в области безопасности полета делают этот вертолет одним из лучших в своем классе.
Вертолет "МИ-1"
МИ-1 - советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в конце 1940-х годов. Первый советский серийный вертолёт. Первоначально обозначался как ГМ-1 (Геликоптер Миля-1). Первый полёт Ми-1 совершил в сентябре 1948 года. В 1951 году был введён в опытную эксплуатацию. Серийное производство велось в СССР в 1952—1960, в ПНР в городе Свиднике в 1956—1965. Всего было построено 2680 машин, в том числе в Польше – 1683.
По своим лётно-техническим характеристикам вертолёт Ми-1 был близок к американскому вертолёту S-51, появившемуся в 1946 году, и английскому «Bristol 171» (1947), однако, в отличие от этих машин, которые выпускались относительно недолго малыми сериями и вскоре были вытеснены более совершенными вертолётами, Ми-1 получили широчайшее применение в ВВС и гражданской авиации Советского Союза и многих государств мира. В СССР на вертолётах
Ми-1 занималась перевозкой почты в труднодоступные районы, применяли в геологоразведочных и в сельскохозяйственных работах, использовали в ГАИ, вооружённых силах и ДОСААФ. С появлением более совершенных вертолётов Ми-2 и Ка-26 вертолёты типа Ми-1 стали постепенно сниматься с эксплуатации. Последний Ми-1 в СССР был официально списан в 1983 году, но, тем не менее, некоторые лётные экземпляры Ми-1 до сих пор можно увидеть в музеях и частных коллекциях.
Вертолет "МИ-2"
Ми-2 - советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов. В 1965 году было развёрнуто серийное производство в Польше. В 1965 году Ми-2 начал поставляться на экспорт, в основном в СССР и другие страны социалистического содружества. Кроме Советского Союза, Ми-2 закупали Бирма, Болгария, Венгрия, ГДР, Египет, Ирак, КНДР, Куба, Лесото, Ливия, Никарагуа, Румыния, Сирия, Чехословакия и Югославия. В 1978 году один Ми-2 в сельскохозяйственном варианте оказался даже в США. Позже благодаря реэкспорту Ми-2 появились и в других государствах — Джибути, Турции, Венесуэле и других. На настоящий момент сотни вертолётов Ми-2 находятся в постоянной эксплуатации более чем в двух десятках стран. Вертолёты успешно применялись как в гражданских, так и в военных целях и долгие годы составляли основу лёгкой винтокрылой авиации в «Аэрофлоте» и Вооружённых Силах СССР и РФ. До окончания производства в 1992 году построено свыше 5400 единиц. Из-за того, что производство данного вертолёта было завершено в 1992 году, на данный момент вертолёт не имеет современных систем безопасности, управления и прочее и не может составить конкуренцию современной авиационной технике.
Вертолет "МИ-4"
МИ-4 - советский многоцелевой вертолёт, разработанный в ОКБ Миля в начале 1950-х годов.
Был первым военно-транспортным вертолётом вооружённых сил СССР. Имел такую же компоновку как у американского Sikorsky S-55, но превосходил его по сухой массе и грузоподъёмности более чем в два раза. Просторная грузовая кабина вмещала 1600 кг груза или 12 полностью экипированных десантников. Ми-4 стал первым советским вертолётом, оснащённый грузовым люком в задней части с откидными створками и опускающимся трапом. В 1950—1970 гг. являлся основным транспортно-десантным вертолётом стран Варшавского Договора.
Вертолёты Ми-4 первых серий эксплуатировались в ВВС с 1953 года. Примерно в то же время началась эксплуатация вертолётов в гражданской авиации СССР, где Ми-4 вскоре стал самым распространённым типом вертолёта наряду с Ми-1. Широко использовался для гражданских перевозок, в народном хозяйстве и Вооружённых Силах вплоть до массового появления Ми-8 в 70-х годах. Применялся в качестве пассажирского, транспортного, санитарного, для тушения лесных пожаров, для работы в Арктике и Антарктике, на БАМе. Поставлялся на экспорт в 30 стран мира. По лицензии было произведено более 500 штук в Китае под индексом Z-5 («Чжи-5»). Всего было произведено в 1952-1979 годах около 3900 вертолетов Ми-4, включая китайские.
Вертолет "МИ-6"
МИ-6 - советский тяжёлый многоцелевой вертолёт. Создан во второй половине 1950-х годов, когда в СССР были приняты на вооружение мобильные ракетные комплексы «Луна», для переброски которых и потребовался вертолёт большей грузоподъёмности. Первый полёт состоялся 5 июня 1957 года. Госиспытания проходили в 1959—1963 гг. Строился с 1959 года на Ростовском вертолётном заводе, как в военном, так и в гражданском вариантах. Ми-6 - первый в мире вертолёт серийного производства, оснащённый двумя турбовальными двигателями со свободной турбиной; его компоновочная схема признана классической. Вертолёт Ми-6 — самый грузоподъёмный по тем временам.
В 1961 году Ми-6 стал первой в мире машиной, преодолевший скорость 300 км/ч, считавшейся в то время предельной для вертолётов. Всего на вертолёте
Ми-6 установлено 16 мировых рекордов.
В 1959 - 1980 годах было построено 926 вертолетов Ми-6 в различной модификации. В 1964 - 1978 годах поставлялся на экспорт.
Вертолет "МИ-8"
МИ-8 - советский/российский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ имени М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире (построено более 12 тыс. экземпляров), а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации.
Ми-8 был запущен в серийное производство в 1965 году и принят на вооружение советских ВВС в 1967 году и показал себя настолько удачной машиной, что закупки Ми-8 для российских ВВС продолжаются до сих пор. Разработано множество модификаций для использования в разных сферах. Ми-8 используется более чем в 50 странах, включая Индию, Китай и Иран, для выполнения множества гражданских и военных задач.
Вертолет "МИ-10"
МИ-10 - военный транспортный вертолёт (летающий кран), разработан как развитие Ми-6. Разработан в 1961—1964 годах, принят на вооружение в 1963 году. Серийно производился на Ростовском вертолётном заводе.Ми-10К гражданская модификация Ми-10, оптимизированная для выполнения строительно-монтажных работ. Основной задачей вертолета Ми-10 должна была быть перевозка крылатых и баллистических ракет, грузоподъемность 12 тонн при дальности 250 км. В последующие годы ВПК отказался от идеи возить ракеты вертолётами, и проект оказался на грани закрытия. Выпуск серийного Ми-10, начатый в 1964 году, составил всего 24 единицы. Широкого применения эти машины не нашли, так как фиксация груза гидрозахватами требовала оборудования грузов ответными узлами.
Вертолет "МИ-14"
МИ-14 - морской многоцелевой вертолёт-амфибия берегового базирования, разработанный в ОКБ М. Л. Миля. В середине шестидесятых годов Военно-морской Флот СССР ощутил острую необходимость в специализированном противолодочном вертолёте, построенном на основе хорошо зарекомендовавшей себя машины. Им стал Ми-14, созданный на базе вертолёта Ми-8. Серийное производство организовано в конце 1973 года на заводе № 387 в Казани. В 1973—1986 годах было изготовлено 273 вертолёта Ми-14. В настоящий момент с вооружения Российского ВМФ сняты, но ограниченно используются в гражданской авиации и МЧС, а также эксплуатируются в Польше, где прошли модернизацию. Ещё 4 Ми-14 используются на Украине и как минимум 1 в Грузии.
Весной 2015 года источники в авиастроительной отрасли сообщили о том, что планируется возобновление производства вертолёта Ми-14 на Казанском вертолётном заводе. Предполагается, что вертолёт подвергнется глубокой модернизации и будет применяться как в военной, так и гражданской сферах. В ходе Международного военно-морского салона 2 июля 2015 года, холдинг «Вертолёты России» представил проект возобновления производства вертолёта Ми-14. Отмечается, что производство вертолёта может быть возобновлено в случае интереса к вертолёту со стороны возможных заказчиков. Отмечается, что в случае положительного решения по проекту Ми-14 будет модернизирован с применением современных разработок. Как ожидается, в течение 2019 года как минимум 3 вертолета модификации Ми-14ПСМ поступят на вооружение Каспийского флота ВМФ Российской Федерации.
Вертолет "МИ-17"
Вертолет МИ-17, является фактически модификацией Ми-8. Все улучшения привели конструкторов к созданию качественно новой машины под названием Ми-17. Вертолет был разработан в конструкторском бюро Миля. Новый вертолет имел более мощный двигатель, чем предыдущая модель. Вертолет Ми-17 используется более чем в 20 странах мира. Первые вертолеты этой модели начали изготовлять с начала 1991 года. Ми-17 в 2009 году был принят на вооружение в Российской Федерации, эта машина полностью изготовлена на военный заказ с учетом всех пожеланий заказчика. Ми-17 - именно такое имя имеет вертолет Ми-8МТ при поставках на мировой рынок. За тринадцать лет изготовления Ми-17 было выпущено 3,5 тысячи вертолетов. Поскольку это многоцелевой вертолет, он имеет много вариантов компоновки и оснащения. Стандартным вариантом является транспортный вертолет. Существует также пассажирская модель, которая может перевозить 13 пассажиров в достаточно комфортных условиях.
Разработана и изготовлена модель вертолета-спасателя, оснащенного лебедкой со стрелой, которая может производить спасательные работы. Мощные прожектора этой модификации позволяют проводить спасательные работы и в ночное время суток. Десантный вертолет имеет возможность перевозить 30 десантников или в компоновке как госпиталь может перевозить 12 раненых бойцов на носилках. Эта модель имеет на боках фюзеляжа крепления для пулеметов или пушек, иногда к этим креплениям можно прикрепить бомбы массой до полтонны. Проемы дверей имеют возможность крепления 8 пулеметов. Для повышения безопасности экипажа и бойцов на борту корпус вертолета оснащен бронированными плитами.
Вертолет "МИ-24"
МИ-24 - советский/российский ударный вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля. Неофициальное название — «Крокодил».
Стал первым советским (европейским) и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Серийно в СССР вертолёты строились на Ростовском вертолётном производственном объединении, и на авиационный завод «Прогресс» г. Арсеньев. С 1971 года построено около 3500 вертолетов. На 2018 год является вторым по распространённости ударным вертолётом в мире после AH-64 Apache. Все серийные вертолёты применялись для решения задач общевойскового характера — высадки десанта, огневой поддержки, уничтожения живой силы, бронетехники и огневых точек, перевозки грузов, эвакуации раненых — более чем в 30 войнах и военных конфликтах мира.
Вертолет "МИ-26"
МИ-26 - советский и российский тяжёлый многоцелевой транспортный вертолёт. Является крупнейшим в мире серийно выпускаемым транспортным вертолётом. Серийно производится на заводе «Роствертол» холдинга «Вертолёты России». Разработчик — ОКБ Миля. Первый полёт совершил 14 декабря 1977 года под управлением лётчика-испытателя Г. Р. Карапетяна. Серийно производится с 1984 года. Всего изготовлено 318 машин, около 40 машин — экспортированы.
В транспортно-десантном варианте вертолёта могут разместиться 82 десантника с вооружением. В санитарном варианте вертолёта возможно разместить до 60 пациентов на носилках. Для погрузки крупногабаритных грузов в грузовой кабине расположена электролебёдка с тяговым усилием до 500 кг. Также вертолёт способен перевозить грузы на внешней подвеске. Грузоподъёмность до 20 т полезной нагрузки. Вертолёт может быть использован для задач как военного, так и гражданского характера, а также для проведения поисково-спасательных операций, в том числе и для эвакуации транспортных средств массой до 20 т.
Вертолет "МИ-28Н"
МИ-28Н «Ночной охотник» — советский и российский ударный вертолёт производства ПАО «Роствертол», входящего в холдинг «Вертолёты России», предназначенный для поиска и уничтожения в условиях активного огневого противодействия танков и другой бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей и живой силы противника. Разработка вертолёта велась на Московском вертолётном заводе им. М. Л. Миля с 1978 года в условиях творческого соревнования с ОКБ Камова.
Ми-28 способен совершать фигуры высшего пилотажа: петлю Нестерова, переворот Иммельмана, бочку, полёт боком, полёт назад, вбок со скоростью до 100 км/ч, разворот с угловой скоростью до 117 градусов/с, максимальная угловая скорость крена более 100 град/с. Вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник» принят на вооружение приказом президента РФ 15 октября 2009 г., 27 декабря 2013 — Министерством обороны. В 2006 году в серийное производство была запущена модификация Ми-28Н. К 2018 году российские ВВС получили не менее 108 экземпляров Ми-28Н. В Ирак было поставлено 15 вертолетов и 2 в Алжир. Производство вертолета и закупки для ВВС продолжаются.
Вертолет "МИ-35М"
МИ-35М (МИ-24ВМ) - российский транспортно-боевой вертолёт круглосуточного применения разработанный в ОКБ Миля и серийно выпускающийся в Ростове-на-Дону на заводе «Роствертол» холдинга «Вертолёты России» как на экспорт, так и для нужд Минобороны России с 2005 года. Построено более 120 вертолетов. Предназначен для уничтожения бронетанкового вооружения и техники, десантирования и огневой поддержки подразделений сухопутных войск, эвакуации раненых, а также для перевозки грузов в кабине или на внешнем подвесе.
Вертолёт создан в ОКБ МВЗ им. М. Л. Миля путём глубокой модернизации Ми-24В/ВП с целью улучшения лётно-технических и эксплуатационных характеристик, повышения унификации вертолётов марки «Ми», а также обеспечения круглосуточного выполнения боевых задач и более эффективного применения всех видов вооружения в различных физико-географических условиях, в том числе в условиях высокогорья и жаркого климата. Новая модификация получила обозначение Ми-24ВМ, а на экспорт вертолёт поставляется как Ми-35М. Первый прототип Ми-35М был построен в 1995 году
Вертолет "МИ-38"
МИ-38 — советский и российский средний многоцелевой вертолёт.
Серийное производство осуществляется на Казанском вертолётном заводе с 2018 года. Многоцелевой вертолёт Ми-38 может применяться для перевозки грузов и пассажиров, в том числе VIP, использоваться в качестве поисково-спасательного вертолёта и летающей неотложки, для полётов над сушей и акваториями. Ми-38 имеет много прогрессивных особенностей (в частности: «стеклянная кабина» для двух пилотов и широкое использование композитных материалов, в том числе в несущем и хвостовом винтах). Государственная программа «Вертолёт Ми-38» финансируется правительством Российской Федерации. Разработано несколько вариантов Ми-38, включая военный вспомогательный и специальный, пассажирский на 32 пассажира, специализированный грузовой (с возможностью перевозки грузов на внешней тросовой подвеске), санитарный и вариант для воздушного наблюдения.
Вертолет "МИ-171"
МИ-171 — советский/российский гражданский транспортный вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля. Стартовый образец отечественного вертолета Ми-171 представляет собой модификацию восьмой серии, принят на вооружение в 2009 году. Ми-171 – вертолет, который проектировался на базе линеек Ми-17 и Ми-8. Летательная машина имеет несколько модификаций, считается многофункциональным аппаратом, способным выполнять не только боевые задачи, но и функционировать в качестве спасательного или пассажирского судна.
Ми-171 относится к летательным винтокрылым аппаратам среднего класса. Он рассчитан на многоцелевое использование, совмещает в себе практичность, хорошую эргономику и функциональность. Построено около 265 вертолетов, кроме России эксплуатируются в 23 странах. Авиационное оборудование Ми-171 имеет хорошие характеристики. Существует множество модификаций вертолетов, которые рассчитаны на эксплуатацию в разных сферах деятельности. Конструкция машин постоянно совершенствуется и дополняется, что позволяет надеяться на еще большую безопасность при перелетах и активное использование аппарата во всех регионах страны и ближайшего зарубежья.
Вертолет "Ансат"
«Ансат» (тат. несложный, простой) — российский лёгкий многоцелевой вертолёт класса 7—9 мест, может перевозить 1300 килограммов полезной нагрузки в кабине. Вертолет «Ансат» выступает первой самостоятельной разработкой казанскоскго КБ при КВЗ, он создавался при тесном сотрудничестве с Казанским Государственным Техническим Университетом. Помимо этого это был первый вертолет, оснащенный электро-дистанционной системой управления (ЭДСУ). Первый прототип вертолета поднялся в небо в 1999 году, а серийное производство машины было развернуто в 2004 году.
Вертолет «Ансат» в зависимости от комплектации может применяться в следующих вариантах:
-пассажирской (может перевезти до 9 пассажиров);
-транспортный, в том числе для транспортировки грузов на внешней подвеске (до 1300 кг);
-административный (5-6 пассажиров);
-санитарный вертолет (2 лежачих больных и 2 медработника);
-аварийно-спасательный (со спецснаряжением);
-патрульный;
-учебно-тренировочный.
Министерство обороны запланировано к 2019 году приобретение 40 вертолетов «Ансат-У».Осенью 2016 первый «Ансат» с медицинским модулем был передан Минздраву Республики Татарстан. По состоянию на май 2019 года, компания «Русские вертолётные системы» является крупнейшим гражданским оператором вертолетов «Ансат» и имеет 13 таких вертолетов и ожидает поставку ещё 2-х машин в 2019 году.
Вертолет "Як-24"
Як-24 - советский вертолёт разработки ОКБ Яковлева продольной схемы.
Постановлением правительства от 5 октября 1951 года ОКБ Яковлева было поручено создание 24-местного вертолёта продольной схемы с двигателями АШ-82. 3 июля 1952 года впервые вертолет поднялся в воздух. На двух вертолётах было выполнено 142 полёта. В апреле 1955 года было начато серийное производство и выпущено 40 вертолётов с большим фюзеляжем, вмещавшим экипаж 3 человека и до 30 экипированных солдат или 3000 кг груза. Четыре вертолёта Як-24 принимали участие в парадах на Тушинском аэродроме в 1955 и 1956 годах. В 1959 году Як-24 принимал участие в манёврах на территории ГДР и в районе Киева. Вертолёт успешно выполнил перелёты по маршрутам Москва — Киев и Москва — Берлин. За всё время внедрения и эксплуатации на Як-24 не произошло ни одной катастрофы с человеческими жертвами.